Страницы
Архивы

George DeFaucon

В мире науки (газета), Москва, 2007


Нынешний сезон сбора урожая ознаменовался замечательным событием. 27 августа 2007 на сайте Национального Центра Секвенирования (Genoscope,Франция) был опубликован пресс-релиз, извещающий мир о том, что большая группа ученых Франции и Италии завершила расшифровку генома винограда.

Надо сказать, это сообщение вызвало у меня бурю эмоций и ассоциаций. О, божественный Итальянский полдень Карла Брюллова! О, Рембрандт с Саскией в левой руке и бокалом вина в правой! Одна рука так и тянется к бокалу, другая – к перу.

Это событие, несомненно, затронет большую часть населения мира – любителей винограда, сока, сухого и не очень вина, оздоровления от всех болезней и, конечно, омоложения. И это все о винограде и виноградном вине.

Нет, что ни говорите, а истина – в вине.

В геологических пластах возрастом 60 миллионов лет уже находят виноградные косточки – свидетельство существования винограда, как биологического вида. Восемь тысяч лет назад человек уже украшал свой быт орнаментом из винограда. Около 4 тысяч лет назад во времена неолита и бронзового века где-то недалеко от России – на юго-востоке, в Средиземноморье, а, возможно, в Армении и Грузии, виноград одомашнили. С тех пор виноград выращивали в промышленных масштабах и там же и тогда же научились делать виноградное вино.

В настоящее время насчитывают, по крайней мере, 40 видов винограда наиболее важного для человека рода Vitis. Существует, по-видимому, около 4-5 тысяч сортов винограда, полученных селекционерами в основном на основе одного вида Vitis vinifera. Он-то и стал виновником генетического торжества, вернее, один из его французских, а именно, бургундских сортов – Pinot Noir (по-русски читается как Пино Нуар, Черный Пино). В Советском Союзе насчитывалось около 2000 сортов винограда, если верить БСЭ.

Грамотная научная статья всегда начинается с краткого изложения проблемы, введения основных терминов, постановки целей и задач, описания методов исследования. В противном случае, авторы отсылают к более ранней своей работе, где все это было описано. Мне остается последовать их примеру. Для тех, кто хочет разобраться в научной составляющей события, которое подвигло меня взяться за перо, настоятельно рекомендую посмотреть первоисточник - Olivier Jaillon et al. The grapevine genome sequence suggests ancestral hexaploidization in major angiosperm phyla. Nature 449, 417 (27 September 2007) | :10.1038/449417a; Published online 26 September 2007. Этот знаменитый журнал можно найти в некоторых Российских библиотеках и институтах, если вы не можете выкупить статью с сайта.

Название статьи на русском звучит примерно следующим образом – Сиквенс генома винограда предполагает древнюю гексаплоидизацию в типе покрытосеменных. М-да, кое-кому, не мешает вспомнить современную школьную биологию. Для тех же, кому слово “современный” сочетается также и с тысяча девятьсот какими-то годами, скажу, что термином сиквенс генетики и молекулярные биологии называют последовательность генов, а геномом – совокупность всех генов вида, находящихся в составе хромосом ядра. Так вот, многочисленный отряд ученых определил порядок более 30 000 генов винограда и обнаружил, что в процессе эволюции покрытосеменных и винограда в том числе происходили дупликации геномов. По мнению авторов, именно этот факт является наиболее значимым для биологии и эволюции, так как такая полиплоидизация геномов помогала цветковым растениям адаптироваться к окружающей среде и изменять функциональные способности. В настоящее время V. vinifera имеет 38 хромосом, или 19 пар хромосом. На сайте Genoscope (www.cns.fr) вы сможете найти любой ген на любой хромосоме, если для Вас это что-то значит.

Но что же это событие даст людям, далеким от чистой науки, но далеко не безразличным к научным открытиям? Сами авторы предполагают, что теперь открыт путь к более осмысленным и быстрым селекционным работам по получению устойчивых к болезням видов винограда, к улучшению вкуса и аромата ягод, а значит и виноградного вина.

Селекцией человек занимается с тех пор, как пришел к пониманию одомашнивания растений и животных. Природа занимается этим значительно дольше. Чарльз Дарвин 149 лет назад назвал этот процесс естественным отбором. Однако, у человека и природы несколько разные цели и, самое главное, природа не торопиться, а каждому человеку отпущено не так уж много лет, чтобы сделать свою жизнь достойной уважения. С каждым годом, особенно после открытия двойной спирали ДНК 54 года назад, человек все убыстряет процесс селекции важных для него сельскохозяйственных видов растений и животных, сочетая генную инженерию и классическую селекцию. Словосочетание “генная инженерия” обычно вызывает неоднозначную реакцию у людей.

Появление первых геномодифицированных организмов (ГМО), а затем и ГМ продуктов на прилавках магазинов многим не понравилось. В России существует доволно сильное лобби против ГМ продуктов. Несколько лет назад, в разгар мировых дебатов по ГМО, мне довелось беседовать с сотрудниками офиса Эдинбургского Королевского Общества. Меня заинтересовал обзор, который сделали академики этого общества по ГМО. Моим первым вопросом было примерно следующее: в обзоре вы сформулировали официальную позицию в отношение ГМО? Ответ меня привел в задумчивость – Нет, мы не ставим целью кого-либо в чем-либо убеждать. Самое главное - предоставить возможность любому человеку ознакомиться с материалами и самостоятельно разобраться и принять решение, использовать или нет ГМ продукты. Для этого мы собирали научные факты и экспертные оценки. - Мудро, ничего не скажешь.

Пожалуй, наиболее полезный эффект отрицательного прессинга со стороны противников ГМО, это необходимость для генетиков самого тщательного контроля безопасности применения их результатов. Хотя в массе генетики сами прекрасно понимают всю ответственность.

Но вернемся к винограду. Первой реакцией на расшифровку его генома, вполне прогнозируемой, было – не будем пить ГМ вино! Да кто ж вас заставляет? Равно, как кто вас принуждает к использованию ГМ инсулина, любованию ГМ петуньей, и т.д. ? В 1997 году канадские и южноафриканские генетики получили штаммы дрожжей для сбраживания винограда в вино, добавив в них пару известных генов из других дрожжей и бактерии. Что они меняют? - вино не закисает после бутилирования. Надоело кислое сухое вино? Несколько лет назад в США уже появился коммерческий штамм таких дрожжей. Наверно, не всегда оправдано применение таких новшеств, о чем с негодованием писали некоторые издательства. Но лично я не люблю кислых сухих вин. Каберне Совиньон со склонов Анд, с перчинкой во вкусе – что может быть лучше, если думаешь о пользе виноградного вина? Хотя я соглашусь, что для кого-то больше подходит бургундское или розовое калифорнийское. Подозреваю, что на каждое вино есть свой любитель и знаток.

На самом деле событие, с которого началась наша “беседа” подвела мир к некоей черте – захочет ли население пить вино, если будет знать, что старые сорта винограда “подправили”. Если захочет – не будет возражать (в разумных объемах исключительно с медицинскими целями) и против грузинской чачи, итальянской или французской граппы из такого винограда, саке из ГМ риса и ГМ картофельного самогона, а там уж рукой подать до текилы из ГМ кактусов. Кстати, вы помните, кто и как вывел не колючую опунцию?

Ничто новое не дается без длительной, упорной и бескомпромиссной борьбы. Самое главное, чтобы это новое всегда было под контролем, и надежно, и безопасно.

Мир, принявший все разнообразие благородных усилий человеческих... Можете назвать меня романтиком, но ГМ виноград - это момент истины для генной инженерии.

Комментарии запрещены.

Рубрики
Ссылки: